Методическая разработка Мастер-класс «Развитие умений поликультурного общения»



Скачать 91.86 Kb.
Урок
Английский язык
страница1/3
Дата11.01.2019
Размер91.86 Kb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3

Методическая разработка - Мастер-класс «Развитие умений поликультурного общения»

Волканова Елизавета Викторовна,

учитель английского языка ГБОУ СОШ № 98 с углубленным изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга

Глобализация современного социального, научного и образовательного пространства предполагает необходимость единого языка общения, которым сегодня является английский язык. Главной целью обучения иностранному языку в школе является формирование языковой личности, которая готова к продуктивному и эффективному общению с представителями других культур, т.е. поликультурному общению [4, С. 231]. К старшей школе с углубленным изучением иностранного языка уже сформированы основные навыки и умения, поэтому на данном этапе представляется необходимым развивать способность представлять культуру своей страны в общении с представителями других этнокультур [1, С. 134]. Для данной цели старшеклассникам необходимо представлять, как правильно передать культурные особенности своей страны. Этой важной цели обучения иностранному языку посвящен мастер-класс для учителей, который помогает наглядно представить способы развития умений поликультурного общения, формируя этнокультурную компетенцию при помощи средств художественной наглядности.

В структуре мастер-класса важное место занимает практическая часть, когда учителя разделяются на 2-3 группы, и часть урока играют роль учеников. Это позволяет преподавателям прочувствовать особенности заданий, оценить их посильность, доступность и разнообразие. Вначале участникам мастер-класса предоставляется задание на 2-3 минуты в виде мозгового штурма (brainstorm), где в группах нужно придумать как можно больше вариантов вещей или предметов, которые могут представить нашу культуру (What things can represent our culture?). Варианты ответов они оформляют в виде схемы.
рис. 1. Схема для заполнения задания на мозговой штурм.

Обычно варианты ответов очень разнообразны: сувениры, произведения искусства, литература, традиции и обычаи, праздники и т.д. Затем все предложенные ответы группируются на доске в виде ментальной карты (mind-map). Таким образом, учителя видят, как ученики смогут сконцентрироваться на данной теме. Затем следует основное задание, основанное на анализе картин Б.Кустодиева «Ярмарка» и «В старом Суздале» («Fair» and «In the old Suzdal»). Группам участников дается некоторое время (примерно 8 минут), чтобы соединить слова на английском языке с их описанием, а также отметить их на репродукциях двух картин Б.Кустодиева. Представленные варианты ответов проверяются фронтально при помощи интерактивного задания, представленного на авторском сайте - http://learningcultures.weebly.com/.


рис. 2. Задание на основе картин Б.Кустодиева, скриншот с авторского сайта

Многие вещи, изображенные на картинах художника, нам хорошо знакомы, так как это предметы народного быта (лапти, кафтан, папаха и т.д.), однако, не все из них легко вспоминаются не только ученикам, но и взрослым (косоворотка, кукла-столбушка или закрутка, онучи и т.д.). Следовательно, важным заключительным этапом данного задания является перевод этих же слов на русской язык. Представляется необходимым подвести всех участников мастер-класса к выводу о том, что все предметы, изображенные на картинах Б.Кустодиева, могут быть сувенирами для иностранцев, поэтому очень важно уметь правильно и понятно их объяснить представителю другой культуры.

Рассмотренный фрагмент урока дает понять, как можно представить особенности нашей национальной культуры в общении с иностранцами на иностранном языке, а кроме того, как это умение поликультурного общения можно формировать у старшеклассников на уроках английского языка. И участникам мастер-класса еще в роли учеников представляются вопросы для обсуждения в течение 5 минут: 1) Правда ли сувениры представляют нашу культуру? Почему? Почему нет? 2) Что еще может представлять нашу культуру и как это объяснить иностранцам? Ответы участники мастер-класса находят в группах и представляют перед всеми остальными учителями.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©mouroki.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Интегрированный урок
Открытый урок
Практическое занятие
Урок

Английский язык
Астрономия
Безопасность
Биология
География
Зарубежная литература
Информатика
Испанский язык
Литература
Математика
Музыка
Немецкий язык
Польский язык
Рисование
Русская литература
Русский язык
Труд
Физика
Физкультура
Философия
Француззский язык
Черчение
Чтение

0 класс
03 класс
04 класс
08 класс
1 класс
10 класс
11 класс
12 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс