Общее понятие одарённости. История одарённости



Немецкий язык
5 класс
страница1/4
Дата21.04.2019
Размер186 Kb.
  1   2   3   4


Общее понятие одарённости. История одарённости
В психологии одаренность определяется через понятие способности. В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями. Под способностями же в свою очередь понимаются индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. О феномене одаренных детей активно заговорили во второй половине XX в. С того времени было написано много работ в этой области, созданы специальные программы по работе с одаренными детьми, в том числе программа "Одаренные дети", в рамках которой разработана "Рабочая концепция одаренности" и тем не менее каждая семья, в которой есть одаренные дети, сталкивается индивидуально с феноменом одаренности и теми проблемами, которые стоят за ним.

Каковы ранние проявления одаренности?

Наиболее частое проявление одаренности - это ранняя речь и большой словарный запас, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения. Наряду с этим замечается необычайная внимательность ("Она все замечает! ") и быстрое восприятие ("Он все на лету схватывает! "), ненасытное любопытство ("Куда он только не влезет!? ") и отличная память ("Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет"), хорошо развитое воображение ("Он играет с воображаемыми друзьями").

Кого называют вундеркиндами?

Понятие "вундеркинды" пришло из немецкого языка (от нем. wunderkind - буквально "чудо-ребенок"). Чаще этим слоном называют ребенка, имеющего чрезвычайные успехи в каком-нибудь определенном виде деятельности - в музыке, рисовании, математике и др. "Чудо-дети" встречаются преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Например, мальчик 9 лет уже оканчивает 5 класс и при этом дома целые дни пишет книгу о птицах: делает выписки из больших статей с описанием птиц, готовит к своему тексту иллюстрации.

Каким образом проявляется одаренность?

Одаренность характеризуется следующими параметрами: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях деятельности (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному искусству, спортивные способности и т.д.). По мнению профессора университета Кливленда Кэрола Тэкэкса, одаренность определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психосоциальным развитием и физическими данными.

В области опережающего развития познания отмечается следующее:

повышенная любознательность. Такие дети очень любопытны. Им необходимо активно исследовать окружающий мир. Они засыпают взрослых вопросами: "Как это устроено? ", "Почему так происходит? ". Ученые утверждают, что у одаренных детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Их мозг отличается громадным "аппетитом" и огромной способностью переваривать интеллектуальную пищу;

способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе интуитивных скачков ("перескакивание" через этапы). Для таких детей характерна более

быстрая передача нейронной информации; их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей;

отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении. Ребенка отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями;

большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;

повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу;

яркое воображение, высокоразвитая фантазия.

В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты:

сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию;

хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают;

попытки решать проблемы, которые им пока "не по зубам";

преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.

В области физических характеристик для одаренных детей свойственны: очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. Большинство родителей утверждают, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и рано отказались от дневного сна.

С какими трудностями сталкиваются одаренные дети?

Казалось бы, ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, блещущему умственными способностями, уготовано более счастливое детство, чем у других, будет особенно легко учиться. В действительности же все не так. У детей с высокими умственными способностями возникает много сложностей в семье, школе, общении со сверстниками.

Для одаренного ребенка свойственна высокая концентрация на интересующем его предмете. С годами такие дети проявляют огромное упорство в достижении цели

Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, и браться за слишком сложные задачи. Еще одной особенностью одаренного ребенка является то, что почти во всех своих начинаниях он добивается успеха. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу.

Кроме того, способных, одаренных детей поджидают не только радости учения, но и разочарования, конфликты

У ребенка с ранним умственным развитием и высокими интеллектуальными способностями возникают трудности и во взаимоотношениях с одноклассниками. Дело в том, что он очень далеко отрывается от сверстников (на 3-4 года умственного развития), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам, гонениям. Это приводит к тому, что одаренный ребенок стремится быть таким, "как все".

Дополнительной проблемой становится так называемая "диссинхрония развития", свойственная многим одаренным детям. Диссинхрония заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих ровесников или даже иногда уступают им. Распространенный пример диссинхронии - слабое развитие у некоторых одаренных детей в младшем школьном возрасте мелкой моторики, которая является важнейшим компонентом освоения письма. В результате в младших классах школы некоторые интеллектуально одаренные дети оказываются слабо успевающими. Другим примером диссинхронии может быть дислексия (слабое развитие речи) у одаренного ребенка. Проблемы с речевым развитием сильно затрудняют такому ребенку возможность учиться со своими сверстниками, потому что возникает тот же механизм, что и в случае недоразвития мелкой моторики: низкая успеваемость - потеря учебной мотивации - невостребованность способностей - утрата интереса к школе - уход в свои проблемы.

По этому механизму происходит образование гак называемой "скрытой одаренности" - такой одаренности, которая не проявляется в высокой школьной успеваемости или каких-либо других явных достижениях ребенка. Диссинхрония развития наблюдается и в том случае, когда одаренность замечена, в силу чего ребенок перепрыгивает" через классы, получая при этом адекватную нагрузку для своих умственных способностей, но является недостаточно развитым в эмоциональном, личностном, социальном отношениях.

С какими проблемами сталкиваются родители одаренных детей?

Психологи выделяют два уровня проблем: одаренный ребенок в семье и в обществе.

С первым уровнем проблем родители сталкиваются вскоре после рождения такого ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств: проблемы со сном, едой и т.п. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью, которая часто влечет много неприятных последствий. Среди других проблем, волнующих родителей одаренных детей, не менее удручают бесконечные вопросы, которые задают эти дети, а также те трудности, которые возникают у ребенка на ранних этапах обучения. Дело в том, что у одаренного ребенка достаточно часто формируется зона его особых интересов. На школьные предметы, которые часто оказываются вне этой зоны, у одаренного ребенка не остается ни времени, ни желания.

Второй уровень проблем - одаренный ребенок и общество. Основной пункт этой проблемы - антиинтеллектуализм, распространенный в нашем обществе, ориентация на "обыкновенного", "среднего", "простого" человека, недоверие, зависть и даже презрение к "умникам". В этой связи одаренным детям и их родителям часто приходится выдерживать давление со стороны общества, которое стремится сделать ребенка "таким, как все". Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным, заявляя при этом: "Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым человеком - таким, как все".

В психологии и педагогике распространенным является представление о наличии общих и специальных способностей и одаренности. К первым относят такие, которые отвечают требованиям сразу многих видов деятельности (например, интеллектуальные способности). Специальные способности отвечают требованиям только узкой конкретной деятельности (например, художественные способности, наличие певческого голоса). Правда, имеются мнения, что четкую грань между ними провести трудно и это деление довольно условно (К.К. Платонов).

С.Л. Рубинштейн (1946) выделяет общую и специальную одаренность. Первая соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, вторая - с требованиями специальных видов деятельности. При этом общая одаренность существует не сама по себе, а проявляется через специальные способности (прав да, неясно как это происходит конкретно).

Отсутствие четкости в представлениях С.Л. Рубинштейна о соотношении общей и специальной одаренности заставило Б.М. Теплова уточнить ряд моментов "Было бы более точным, - пишет он - говорить не об общей и специальной одаренности, а об общих и специальных моментах в одаренности или, еще точней, о более общих и более специальных моментах...

Решительно во всякой одаренности есть и общее, и особенное. Поскольку в очень различных формах деятельности имеются общие моменты, постольку можно говорить и об "общей одаренности" в широком смысле, как об одаренности к весьма широкому кругу деятельностей. Но нет никакого научного смысла в таком понятии одарённости, которое включает в себя только общие признаки…

Метафизический разрыв между понятием общей и специальной одаренности проявляется не только в том, что общая одаренность рассматривается до предела абстрактно, как "общее без особенного", но и в том, что из понятия "специальная одаренность" в свою очередь тщательно изгоняются все общие признаки"





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©mouroki.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Интегрированный урок
Открытый урок
Практическое занятие
Урок

Английский язык
Астрономия
Безопасность
Биология
География
Зарубежная литература
Информатика
Испанский язык
Литература
Математика
Музыка
Немецкий язык
Польский язык
Рисование
Русская литература
Русский язык
Труд
Физика
Физкультура
Философия
Француззский язык
Черчение
Чтение

0 класс
03 класс
04 класс
08 класс
1 класс
10 класс
11 класс
12 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс