Слайд-шоу как вид учебного фильма на уроках математики



Скачать 39.32 Kb.
Pdf просмотр
Урок
Физика
Дата06.12.2018
Размер39.32 Kb.
ТипУрок


Слайд-шоу как вид учебного фильма
на уроках математики
(из опыта работы)
Петрова Светлана Вячеславна,
учитель математики ГБОУ школы №204
с углубленным изучением иностранных языков
(английского и финского)
Центрального района Санкт-Петербурга .
УЧЕБНОЕ КИНО – это видеопособия (фильмы), которые создаются в качестве вспомогательного средства обучения. Впервые съемки учебного кино состоялись во Франции через 3 года после изобретения кинематографа братьями Люмьер (1895 г.). Появление учебных фильмов в России связывают с лекциями «О кинематографе как средстве наглядного обучения», которые организовало Русское техническое общество (Санкт – Петербург) в 1896 г.
За следующее столетие было произведено множество учебных фильмов для различных уровней образования (ВУЗы, школы, ПТУ, специальные курсы).
Многие из тех, кто учился в 80-х, помнят, как на уроках в школе ученикам показывали учебные фильмы. Это были самые интересные уроки физики, математики, химии….
Но прогресс не стоит на месте. И современное учебное кино достигло высшего качества и становится популярным. Всемирная сеть, электронные пособия и телевидение предлагают множество образовательных фильмов, которые можно использовать практически на любом уроке, а также дома.
Но часто педагогам неудобно работать с готовыми учебными видеоматериалами. В этом случае, либо урок приходится подстраивать под использование того или иного фильма, либо его содержание лишь частично соответствует целям урока, и, значит, годен для показа лишь небольшой фрагмент.
Решить эту проблему и предоставить более широкие возможности для творческих учителей поможет умение создавать собственные учебные фильмы.
Опишем технологию их создания своими силами.
1.
Постановка задачи.
Для начала следует четко поставить дидактические цели урока и определить, какой именно вид видео пособия планируется создать. Основные виды учебных фильмов, которые можно использовать на уроках математики:


1)
слайд-шоу;
2)
мастер-класс;
3)
тематический видеофрагмент;
4)
видео - лекция;
5)
фильм-справка;
6)
кинокольцовка и др.
Например, для отработки алгоритма построения отрезка, равного данному
(Геометрия, 7 класс), удобно использовать кинокольцовку. Такого рода фильм эффективен на уроке для запоминания теоретических понятий, или для демонстрации некоторого циклического процесса. Для этого видео «склеивают в кольцо», а затем многократно демонстрируют с целью формирования устойчивых знаний и навыков у учеников. Например, алгоритм «как построить отрезок, равный данному» ученики смотрят как мастер-класс, а затем одновременно с просмотром фильма повторяют в тетрадях. Учитель тем временем может помочь учащимся индивидуально.
Фильм не обязательно снимать на видеокамеру. Это вызывает затруднения у обычного учителя, так как такой вид работы требует определенного образования и специальную технику. Некоторые учебные видеоролики будет проще создать из фотографий или картинок чем снимать в натуральном виде.
Если учитель на уроке вводит понятие правильных многогранников, то для ознакомления учеников с его основными видами эффективно использовать фильм в виде слайд-шоу. Такого рода видео формируется из фотографий или сканированных рисунков и схем. Но это не просто презентация под музыку, а полноценный фильм, который действительно создается из фотографий, но оперирует законами кино. Здесь важно следовать выбранному сюжету, тщательно работать со звуком, а главное, стремиться к выполнению поставленных обучающих и воспитательных целей.
Создавать слайд-шоу можно в разных программах, например Фото ШОУ
(http://fotoshow.su/),Movavi Slideshow Creator (http://www.movavi.ru/), ProShow
Producer и др.
В качестве примера опишем схему создания слайд-шоу по теме «Софья
Ковалевская: женщина-математик» в программе Киностудия Windows, входящей в состав основного программного пакета основных компонентов
Windows Live.
1)
Выбор цели.


Так как в школьном курсе математики практически не уделяется времени на знакомство с историей предмета, фактически, дети не назовут и десятка имен великих математиков. Обучающей целью данного фильма назовем знакомство с биографией математика С.В. Ковалевской. Следует отметить, что целесообразно создать видеокурс, т.е. кинопособие, состоящее из нескольких частей (серий) по теме «Великие математики».
2)
Создание сценария.
Основой для сценария является биография Софьи Ковалевской.
3)
Подготовка фотографий и видео.
Для этого необходимо найти в Интернете или сканировать необходимые фотографии. Разумно создать альбом с фото- и видеоматериалами для работы.
Все элементы удобнее расположить в том порядке, в каком они задуманы по сценарию.
Дополнительно необходимо создать кадры с названием фильма вначале и содержащий титры в конце. Кроме этого, учитель может в отдельном кадре акцентировать внимание зрителей на определении, формулировке и т.п. Здесь используется набор команд «Средства для работы с текстом».
4)
Импорт материалов.
Здесь используется кнопка «Добавить видео и фотографии» во вкладке
«Главная». На получившейся раскадровке важно расположить все фотографии и видео в последовательности, согласно сценарию. Учитель имеет возможность контролировать полученный фильм благодаря функции предварительного просмотра.
5)
Добавление музыки и закадрового текста.


Одновременное восприятие музыкального сопровождения и прослушивание закадрового текста развивает устойчивость внимания, сосредоточенность, воображение, воспитывает эстетический вкус, способствует полноценному восприятию информации.
Прежде чем добавить закадровый текст, его сначала нужно продумать и записать. Это можно сделать с помощью команды «Запись закадрового текста».
Известно, что в процессе обучения основным источником информации является речь учителя. Потому важно, чтобы за кадром звучал приятный, поставленный голос и, текст был тщательно продуман.
6)
Редактирование видео.
Синхронизация текста, музыкального оформления и видео позволяет видеоролику выглядеть профессионально. В разделах «Средства для работы с видео», «Инструменты закадрового текста», «Средства для работы с музыкой» можно найти множество функций для редактирования составляющих фильма.
Например, это усечение видео, музыки, ускорение и замедление воспроизведения, изменение громкости звука. Украсят просмотр эффекты появления и исчезновения музыки.
7)
Применение визуальных эффектов.
Среди широкого спектра эффектов перехода слайдов в разделе «Анимация» предлагаемых Киностудией Windows Live, рекомендуется использовать эффект
«Плавный переход между элементами». Он не перегружает слайд-шоу и позволяет концентрироваться при просмотре на главном.
Иногда удобнее вообще не применять эффектов перехода, а более уместно использовать имитацию движения «камеры». Для настройки такого эффекта применяется функция «Сдвиг и масштабирование» из раздела «Анимация».
При работе с эффектами продуктивно их чередовать и не слишком увлекаться их применением, прежде всего, следуя обучающим целям фильма.
Выбирать вид эффекта нужно ориентируясь на содержание изображения, т.е. надо четко определить, на что следует обратить внимание зрителя в конкретном кадре.
8)
Сохранение видеофильма.
Лучше всего сохранить ролик в нескольких форматах МР4 и как проект
Киностудии. Это позволит при необходимости показать фильм в классе, послать по электронной почте или внести новые правки.
Создавать таким образом учебный фильм можно по любой теме. Если тема фильма обучающая, например, «Свойства равнобедренного треугольника», то в качестве картинок можно использовать чертежи либо полученные с помощью сканирования, либо построенные в любом графическом редакторе.


Важным преимуществом такого рода фильмов является простота освоения технологии работы над ними. Создавать такие кинопособия несложно любому ученику 5-11 класса, например, в рамках проектной деятельности.
В заключении следует отметить, что использование учебных фильмов как инновационных дидактических средств на уроках разнообразит учебный процесс, поспособствует более эффективному и качественному обучению предмету и пополнит банк методических разработок педагога новыми ЦОР.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©mouroki.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Интегрированный урок
Открытый урок
Практическое занятие
Урок

Английский язык
Астрономия
Безопасность
Биология
География
Зарубежная литература
Информатика
Испанский язык
Литература
Математика
Музыка
Немецкий язык
Польский язык
Рисование
Русская литература
Русский язык
Труд
Физика
Физкультура
Философия
Француззский язык
Черчение
Чтение

1 класс
10 класс
11 класс
12 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс